Опубликовано: 06.02.2018

Изменение № 1 – электронный обмен информацией.

В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

Виды обмена информацией:

Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные, о налогоплательщике и которыми, она считает нужным поделиться.

Кто будет задействован в обмене информацией?

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

Какая информация будет подлежать обмену информацией?

Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.

Номер открытого банковского счета.

Международный идентификационный номер финансовой организации, ее наименование.

Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.

Общая сумма начисленных процентов по счету.

Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

Изменение № 2 – увеличение пособий

Правительство должно увеличить и детские пособия на коэффициент 1,032. В этом случае с 1 февраля размер пособий будет таким:

  • постановка на учет в ранние сроки беременности — 632,76 руб.;
  • при рождении ребенка — 16 873,54 руб.;
  • по беременности и родам — 43 675,80 руб. (минимум) и 282 493,40 руб. (максимум);
  • по уходу за ребенком до полутора лет — 3 163,79 руб. (минимум на первого ребенка для нетрудоустроенных и ИП), 3795,60 руб. (минимум на первого ребенка для работников со стажем менее двух лет или с низкой заработной платой), 6327,57 руб. (минимум для второго и последующего), 24 536,57 руб. (максимум).

Изменение № 3 – предельный размер страховых взносов

Увеличатся лимиты, в рамках которых будут уплачиваться страховые взносы по ставке 30%

  • на обязательное пенсионное страхование —1 021 тыс. руб.
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 815 тыс. руб.

Изменение № 4 – изменения в отношении заимствований

Первым договором, который необходимо пересмотреть на предмет соответствия

законодательству, является договор займа.

  1. Договор займа (кредитный договор)

При регулировании потребительских кредитов и займов, выдаваемых гражданам, закрепляется приоритет закона о потребительском кредите (займе). Проценты по договору займа могут быть фиксированными или плавающими, по умолчанию они будут равны ключевой ставке Центрального банка. Станет возможным досрочный возврат гражданином суммы займа полностью или частично без согласия кредитора». Кроме того, теперь будут четко ограничены условия для взимания комиссий: комиссии с граждан-заемщиков могут взиматься только в тех пределах, которые установлены действующим законом о потребкредите, а с предпринимателей — только за конкретные услуги, которые банк дополнительно оказывает своему заемщику.

  1. Договор совместного банковского счета. Этим договором предусмотрена возможность заключения между несколькими физическими лицами договора совместного счета. Права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими таким лицам в долях, определяемых пропорционально объему денежных средств, внесенных каждым из клиентов или третьими лицами в пользу каждого из клиентов (если соглашением между клиентами не предусмотрена непропорциональность). Представляется, что данным договором предусмотрена возможность аккумулирования денежных средств. Но при этом важно помнить, что согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 161-ФЗ для персонифицированного средства платежа остаток электронных денежных средств в любой момент не может быть более 600 тыс. руб., общая сумма переводов электронных денежных средств не ограничивается. При этом по ч. 21 ст. 7 Закона денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств, могут быть по распоряжению плательщика переведены на его банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента — физического лица перед кредитной организацией, переведены без открытия банковского счета или выданы наличными денежными средствами.
  2. Договор на ведение счета опекуном. При прекращении опеки или попечительства владелец номинального счета заменяется на другого владельца, который в установленном законом порядке назначен опекуном или попечителем бенефициара. При прекращении опеки или попечительства в случаях, предусмотренных законом, в том числе при достижении бенефициаром совершеннолетия, договор номинального счета прекращается, остаток денежных средств по заявлению бенефициара выдается ему или перечисляется на его другой банковский счет. Таким образом, важно предусмотреть правила замены владельца счета и перечисления остатка денежных средств. В гражданском праве Российской Федерации под международным термином «факторинг» принято именовать гражданско-правовой договор финансирования под уступку денежного требования, который регулируется главой 43 ГК РФ. Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

В качестве финансового агента могут выступать только коммерческие организации.

Изменение № 5 – ростовщический процент

Часто заемщики, несведущие в договорах, сталкивались с откровенным обманом в

отношении процентов. В Гражданском кодексе появится понятие «ростовщический процент», которое существовало в России до 1917 года. Ростовщическими признаются проценты, которые превышают обычно взимаемые в подобных случаях. Заемщик вправе оспорить его в суде, а тот может уменьшить процент до обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах», однако будет необходимо доказать наличие тяжелых жизненных обстоятельств, которыми воспользовался займодавец.

Изменение № 6 – изменение кадастровой стоимости земли

В настоящее время возникает достаточно много споров в отношении изменения кадастровой стоимости земли. Но вот с какой даты считать стоимость измененной. Конечно, для налогоплательщика очень важно, чтобы стоимость изменилась и за прошлый период. Но вот налоговый орган и Минфин полагали, что стоимость изменяется только со следующего года. Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, в соответствии с которыми с 2018 года если кадастровая стоимость участка поменялась в связи с изменением вида разрешенного использования или переводом земли в другую категорию, то для расчета налога нужно учитывать день внесения таких сведений в ЕГРН.

Изменение № 7 – курортный сбор

С 2018 года в отдельных регионах страны появится новый налог – курортный сбор. Он будет взиматься не на всей территории страны (Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»). Размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления устанавливаются на уровне региона,

но могут дифференцироваться в зависимости от места нахождения территорий муниципальных образований, а также сезона и срока пребывания туриста в месте размещения. Федеральным законом устанавливается потолок сбора – 100 рублей (в 2018 году – 50 рублей). За день заезда в объект размещения сбор взиматься не будет.

Изменение № 8 – повышение МРОТ

В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда действует на всей территории России и не может быть ниже величины МРОТ, которая устанавливается одновременно на всей территории РФ. Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 января 2018 года Федеральный МРОТ составляет 9 489 рублей. Размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ). Размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Изменение № 9 – новое освобождение от НДС

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской

Федерации». Этот закон предусматривает льготы для:

— океанариумов;

— услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинских изделий.

Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

  • Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой

аренды (лизинга) право выкупа.

  • По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.
  • Судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

Изменение № 10 – концессионные соглашения

Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”. Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях. Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее — информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения. Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» .